Сравнительно недавно на внутридомовых водопроводных и отопительных сетях в качестве латунной водозапорной арматуры господствовали два изделия : "Кран пробковый проходной конусный сальниковый муфтовый 11Б6бк" и "Вентиль муфтовый 15Б1п". Паспортный срок службы пробко-сальникового крана -8 лет, средний ресурс -не менее 1500 циклов, наработка на отказ - не менее 400 циклов. Фактически, такие краны уже после 40-50 циклов начинают капризничать: хлопчатобумажная сальниковая набивка превращается в бурую кашу, пропитанную водой, а конусная запорная пробка, изначально притертая к корпусу , под абразивным воздействием механических примесей и подшламового осадка в воде начинает болтаться в корпусе, пропуская воду в закрытом положении. Если еще учесть чрезвычайно высокий коэффициент местного сопротивления пробковых кранов ( 3,5-5,7), то не удивительно, что часто сантехники просто выкидывают запорную пробку, оставляя корпус сомнительной декорацией на трубопроводе.
Что касается муфтовых вентилей, то при паспортной наработке на отказ 1300 циклов, их реальной работоспособности хватает на 20-40 циклов, после чего осадок, скопившийся на уплотнительном седле, не позволяет полностью перекрыть поток, превращая сам вентиль в очередное "архитектурное излишество". К тому же коэффициент местного сопротивления у них просто рекордный - от 16 до 20. То есть, при скорости потока 1 м/сек , проходя через вентиль, давление жидкости снижается на 1 м вод. столба.
С появлением на рынке латунных шаровых кранов, они немедленно по достоинству были оценены, и спрос на эти изделия нарастает, как и сферы их применения. Сейчас подобную продукцию можно обнаружить в любом хозяйственном ларьке. Однако, несмотря на их кажущуюся одинаковость, не все шаровые краны действительно надежны и долговечны. Наряду с высококачественными итальянскими кранами, все больше выплескиваются в торговлю дешевые польские, китайские и турецкие краны, качество которых далеко от совершенства. В борьбе за необъятный российский рынок некоторые продавцы стали выдавать дешевый "ширпотреб" за фирменные изделия, попросту говоря продавать подделки, поэтому хотелось бы дать несколько практических советов покупателям латунных шаровых кранов. Как правило, подделки по эксплуатационным качествам значительно уступают оригинальным изделиям. Их использование в системах водоснабжения и отопления может привести к авариям и большим материальным потерям. Подделки могут нанести и серьёзный ущерб здоровью людей.
Шаровый кран IVR Общепризнанным мировым лидером по конструированию и производству водозапорной арматуры является Италия, известная такими крупнейшими фирмами как Bugatti, Itap, IVR, Giacomini, RBM, Rastelli, Tiemme и пр. Итальянская область Брешиа представляет из себя огромную промышленную зону, где в ангарах производится арматура под маркой фирм Германии, Англии, США, Арабских Эмиратов и десятка других стран. Практически, до 70% всех шаровых кранов , поступающих на мировой рынок, производится в Италии, где этим бизнесом занимается свыше 2000 фирм. Жесткая конкуренция заставляет эти фирмы постоянно совершенствовать свою продукцию и технологию производства. В основе высоких эксплуатационных качеств шаровых кранов лучших мировых производителей лежит совершенство их конструкции, точное следование требованиям технологии производства и строгий контроль химического состава материалов.
Цель же любой подделки — прикрываясь маркой известного бренда, при минимальных затратах создать внешнее подобие предмета подделки. Первое, на чём экономят подпольные дельцы, это — сырье. Корпуса кранов и шаровые затворы должны изготавливаться из специальных марок латуни, химический состав которых в РФ регламентируются ГОСТом, а за рубежом — национальными стандартами. Эти стандарты предусматривают содержание меди 57–60%, цинка — до 40%, свинца в пределах 0,8–2,2%. (Свинец необходим для придания латуни поверхностной твёрдости). Нелегальные производители, как правило, используют лом цветных металлов, содержание примесей в которых не контролируется. В результате производятся краны, процент содержания свинца в которых, как показывают исследования, доходит до 5–7%. Хорошо известно, что избыток свинца в воде очень вреден для здоровья.
Другой способ обмана покупателя — использование для изготовления корпусов более дешёвого металла — цинка. Это тоже опасная подделка. Кран из цинка имеет повышенную хрупкость и может треснуть от механических и гидравлических воздействий. Встречаются шаровые краны, изготовленные из силумина (алюминиевого сплава). Их надежность ещё ниже. Экономия металла побуждает нечистых на руку производителей изготавливать корпуса кранов с толщиной стенки от 1 до 0,5 мм. Это чрезвычайно снижает их надёжность. (Для сравнения, краны эталонного производителя Bugatti имеют толщину стенок 2 мм).
Корпуса и шаровые затворы в изделиях ведущих производителей изготавливают методом горячего прессования или горячей ковки. Производители выпускающие подделки не тратятся на покупку таких технологий и изготавливают свои изделия методом литья. Такие изделия отличаются неровной поверхностью корпуса, наплывами, могут иметь неоднородную структуру материала – с воздушными раковинами и, как следствие, низкую надёжность. Шаровые затворы (шары) фальсифицированных кранов часто изготавливаются не из латуни, а из трансформаторной стали, с покрытием или даже без оного. Стальные шары быстро подвергаются коррозии и перестают быть герметичными. Недовложение меди в состав латунного сплава корпуса крана делает его подозрительно лёгким. Стальной шар компенсирует этот недостаток веса, маскируя наличие у корпуса недопустимо тонких стенок.
Шар – это сердце крана. Ведущие производители придают большое значение качеству поверхности шаровых затворов. Латунные шары подвергаются алмазной шлифовке, на них наносится антикоррозионное покрытие из никеля или хрома. В результате, шар получает идеальную зеркальную поверхность. Признак изделий низкого качества — тусклая, мутная или шероховатая поверхность шара.
Нелишне сказать, как фальсифицированные краны маскируют под оригинальные. Один из приёмов — неправильное написание названия известной фирмы, например, Bogati вместо Bugatti. Формально, это уже не будет подделка, т. к. торговая марка оригинала не используется. Встречаются случаи написания только названия страны, например, ITALY, вместо принятого made in Italy. Искажение известного логотипа, помещением его, например, не в ромб, а в квадрат или в круг, тоже служит цели сбить с толку покупателя. Свидетельством фальсификации может служить отсутствие тех или иных элементов маркировки, обязательных для конкретных производителей. При продаже газовых кранов, встречается и такая примитивная форма обмана, как замена на водопроводном кране родной ручки на жёлтую — газовую (газовые краны стоят дороже). Цена экономии может оказаться слишком высокой, поэтому выбирать шаровые краны надёжней всего из ассортимента признанных торговых марок.
Обычному покупателю трудно отличить поддельный шаровой кран от оригинального. Вот несколько простых советов, как в некоторых случаях это можно сделать. Если нет возможности купить изделия непосредственно у дистрибьютора, можно связаться с ним по телефону и уточнить, является ли он официальным поставщиком интересующего Вас продавца. Все известные производители шаровых кранов имеют свои интернет-страницы. Из них можно узнать об обязательных атрибутах маркировки изделий, конструктивных особенностях и т. д. Некоторые производители размещают рабочие чертежи своих изделий. Когда Вы будете всё знать о маркировке, размерах, весе и других признаках интересующего Вас изделия, Вам легко будет определить его подлинность. Если на такие организационные мероприятия у Вас нет времени, можно воспользоваться некоторыми практическими советами:
внимательно осмотрите маркировки на корпусе крана, если искажены название фирмы или графика логотипа или в маркировке отсутствуют элементы, обязательные для данной марки крана, это — подделка;
если поверхность корпуса неровная, на ней имеются наплывы, микротрещины, значит кран изготовлен методом литья, это — подделка;
если кран имеет стальной шаровой затвор, что можно определить с помощью магнита, это тоже подделка;
если зеркало шарового затвора тусклое или мутное, это — подделка;
если корпус крана изготовлен из цинка или силумина, это — подделка, убедиться в этом можно, процарапав никелевое покрытие корпуса, если под ним проступит яркий серебристый цвет, это — цинк, если белый — силумин, латунь имеет светло-жёлтый цвет.
К сожалению, состав материала без сложного химического анализа определить невозможно. Как показали исследования, проведённые специалистами из МИСиС, из восьми случайно отобранных в торговых точках Москвы шаровых кранов — шесть оказались изготовленными из нестандартных сплавов с повышенным содержанием свинца, железа, алюминия, цинка. Определённой страховкой от подделок такого рода может стать наличие у продавца сертификата соответствия и гигиенического сертификата на изделие. Впрочем, как мы уже говорили, полную гарантию подлинности шарового крана может дать только официальный дистрибьютор фирмы-производителя. Наконец, косвенным показателем подлинности изделия, является его цена. Европейский латунный шаровой кран, соответствующий всем нормам, даже диаметром 1/2 дюйма не может стоить меньше, чем 2 евро в розничной торговле.